РОЛЬ СПУТНИКОВЫХ ОПЕРАТОРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
« НазадС развитием мобильного и проводного широкополосного интернет-доступа спутниковые операторы были несколько потеснены с рынка. Однако у спутника по-прежнему есть ряд весомых преимуществ в силу его охвата и возможности организовать доступ в Сеть в удаленной местности без существенных вливаний в инфраструктуру. Поэтому в цифровой экономике России спутниковым операторам отведена особая роль. «Телеспутник» попросил производителей и провайдеров VSAT-оборудования объяснить, как они видят эту роль и как будут трансформироваться, чтобы идти в ногу со временем.
ОБ УСТРАНЕНИИ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА
Опрошенные нами эксперты в первую очередь отмечают ключевую роль спутниковых операторов в устранении цифрового неравенства и обеспечении труднодоступных регионов широкополосным интернетом. Региональный директор в России и СНГ компании Hughes Network Systems Константин Ланин перечисляет приложения, которые реализует спутниковая связь, — телевизионное и радиовещание, широкополосный доступ в интернет, дистанционное обучение и медицина, связь в чрезвычайных обстоятельствах и т. д. Он подчеркивает, что уникальность спутниковой связи заключается в глобальной зоне покрытия, быстроте развертывания системы в любом уголке страны и высоком качестве предоставления услуги связи. «Современные системы спутниковой связи позволяют предоставить каналы со скоростью до 100 Мбит/с на пользователя в зависимости от приложения, диапазона частот и возможностей спутника. По оценке экспертов, практически в каждой стране насчитывается порядка 5% домохозяйств, которые никогда не получат качественной связи с помощью наземных технологий по причине нерентабельности строительства такой инфраструктуры, и в таких случаях спутниковая связь незаменима», — говорит Константин Ланин.
По его словам, технологии компании Hughes активно используются для решения задач цифровой экономики и устранения цифрового неравенства в России. «Более 80 тысяч абонентских станций поставлено нашим партнерам — операторам спутниковой связи, а новейшая система “Юпитер”, развернутая в частотном диапазоне Ка на спутниках “Экспресс-АМУ1” и “Экспресс АМ5”, предоставляет высокоскоростные каналы более чем 20 тыс. абонентам. Ресурсы системы далеко не исчерпаны, и их использование для ускоренного внедрения и развития цифровой экономики РФ видится экономически и технологически целесообразным и эффективным решением. Мы надеемся продолжить активное участие в этой программе совместно с нашими партнерами», — делится Константин Ланин.
Как отмечает начальник отдела маркетинга группы компаний «Искра» Юлия Ильяшенко, спутниковые технологии позволяют сократить цифровой разрыв между городами и сельскими территориями. «С помощью спутниковых технологий можно подключить удаленные регионы к современным сервисам: сделать госуслуги повсеместно доступными, организовать Wi-Fi и IP-телефонию, сервисы умного дома и видеосвязи, обеспечить возможность работать и учиться дистанционно. И сделать это не в перспективе 2–5 лет, а уже через месяц. Монтаж и настройка спутниковых решений — это дело одного дня, все остальное — логистика», — рассказывает Юлия Ильяшенко.
Ключевым пунктом развития цифровой экономики является обеспечение качественной связью объектов, как социальных, так и коммерческих, которые в силу удаленности от города и его инфраструктуры пока еще имеют низкое качество связи или совсем остаются без связи. Роль спутниковых операторов — как раз обеспечить связью проекты и объекты программы цифровой экономики, отмечает генеральный директор АО «Ка-Интернет» Светлана Сироткина.
Эксперты считают, что от возможностей спутниковых технологий во многом будет зависеть успешная реализация задуманного в программе «Цифровая экономика РФ».
«Одна часть профессионального сообщества считает, что спутниковая связь станет нишевым решением для организации сервисов в движении. Другая часть — что будущее за негеостационарными системами связи, провайдеры которых смогут предложить конкурентные продукты и потеснить операторов сотовой связи и ВОЛС. Проектов спутниковых группировок LEO и MEO существует не один десяток, но коммерчески успешными системы с глобальным покрытием могут быть лишь при условии сотрудничества с клиентами на мировом рынке. Это означает, что какими бы образцовыми ни были технические решения и сервисы, успех будет зависеть от урегулирования вопросов для работы на рынках разных стран, что как показывает практика, не самая простая задача. Думаю, в ближайшие годы показательным будет кейс Starlink — SpaceX на сегодняшний день продвинулся дальше конкурентов и не только успешно проводит бета-тестирование, но и в течение последующих 10 лет будет получать субсидию в объеме $888 млн», — рассуждает Юлия Ильяшенко.
По мнению Светланы Сироткиной, благодаря развитию технологий, запуску новых геостационарных и других космических аппаратов, все больше будет расти объем информации, передаваемой по спутникам. При этом роль спутниковых операторов как раз заключается в обеспечении стабильной передачи любого типа контента между пользователями.
Константин Ланин настаивает на том, что одна из главных причин увеличения роли спутниковых операторов — общий рост объема передаваемых данных. «Специалисты ожидают, что в ближайшие 2–3 года количество подключенных устройств к интернету в мире превысит 29 млрд, из них около 40% будут мобильные. С таким объемом не сможет справиться какая-либо одна технология — будут задействованы все. Мы уже находимся в “мультитранспортном” мире, где применяются все технологии: волокно, кабель, DSL, радиорелейная связь, сотовая связь и спутник. Даже спутниковая связь является мультитранспортной: GЕО-, MEO и LEO-спутники, диапазоны С, Ku, Ka, мобильные спутниковые системы в диапазонах L и S. Идет активное внедрение искусственного интеллекта и технологий самообучения машин как в сами спутники, так и в наземные компоненты», — считает Ланин.
САМУЮ ЖИЗНЕСПОСОБНУЮ СТРАТЕГИЮ ОПРЕДЕЛИТ РЫНОК
Чтобы быть конкурентоспособными в перспективе спутниковым операторам придется приложить немало усилий. Для этого у отрасли есть все возможности — от понимания, в каком направлении развиваться, до технологий, способных сделать спутниковую связь дешевле и доступнее.
«Чтобы быть успешным, нужно двигаться вперед с лидерами отрасли, опираясь на передовую технологию, которая не только решает все необходимые задачи пользователя, но и позволяет снизить операционные расходы и тем самым повысить рентабельность услуг и бизнеса в целом. Чтобы вписаться в цифровую экономику будущего нужно быть мультисервисным оператором в этом мультитранспортном мире, предоставляя потребителю качественную услугу независимо от используемой технологии», — убежден Константин Ланин.
Светлана Сироткина уверена, что трансформация спутниковых операторов зависит от производителей оборудования и владельцев ресурсов. «Как зоны покрытия будут охватывать регионы, остро нуждающиеся в связи, какие будут параметры каналов связи, какой тип оборудования. В первую очередь, мы, как арендаторы спутникового ресурса, предпринимаем все действия, которые направлены на улучшение качества связи и повышение скорости передачи информации — это основное, что требуют наши пользователи после стоимости услуг», — отмечает гендиректор «КА-Интернет».
Любой оператор должен если не предугадывать, какие сервисы окажутся востребованы завтра, то, по крайней мере, предлагать продукты, необходимые пользователям сегодня, считает Юлия Ильяшенко. «От операторов связи ждут не просто организации “трубы”: будь то умный дом или видеонаблюдение — мы должны быть готовы предоставить клиентам сервис, который захочется рекомендовать. На мой взгляд, нет универсального пути, по которому стоит идти всем операторам. Каждый строит стратегию развития, опираясь на свои сильные стороны, а они у всех игроков разные. Кто-то делает ставку на экспериментальные технологии, кто-то — на усиление регионального присутствия, кто-то фокусируется на отдельном сегменте рынка. Чья стратегия окажется максимально жизнеспособной, рассудит рынок», — рассуждает она.
ЕДИНСТВЕННАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
Одна из основных целей программы «Цифровая экономика РФ» — обеспечение высокоскоростной связью передвижных объектов, будь то морские суда, поезда и самолеты. По мнению экспертов, здесь альтернативы у спутниковых операторов попросту нет.
«Технологическая альтернатива для самолетов используется компанией Go-Go, но без коммерческого успеха — из-за очень дорогостоящей наземной инфраструктуры. Поэтому я сторонник только спутникового решения для этого сегмента. В авиационном бизнесе Hughes является партнером таких компаний, как Global Eagle Entertainment и Thales, которые предоставляют услуги непосредственно пассажирам. К слову, один из авиашлюзов системы “Юпитер” находится в России в ЦКС “Медвежьи Озера” — через него предоставляется услуга доступа в интернет нескольким зарубежным авиакомпаниям. Недавно мы анонсировали новый альянс с компаний “Инмарсат” на эту же тему. Ожидается, что именно авиа и морской сегменты рынка будут основными потребителями той огромной суммарной спутниковой емкости, которая появится с запуском спутников очень высокой и ультравысокой пропускной способности на всех орбитах: 5300 Гбит/с на 48 спутниках на геостационарной орбите и 24 540 Гбит/с на спутниках на негеостационарной орбите к 2022 году», — объясняет Константин Ланин.
По мнению Светланы Сироткиной, радиосвязь и мобильная связь используется на морских судах чаще, чем спутниковая. Но у мобильной спутниковой связи есть свои преимущества — более высокие скорости передачи информации, возможность создания закрытых сетей.
Именно спутниковая связь является базовым решением для транспорта благодаря повсеместной доступности, считает Юлия Ильяшенко. Однако на практике для локальной логистики (автомобильные перевозки, пригородные поезда и речные круизы в пределах городов) часто используется сотовая связь, как более доступная по цене. «Мы понимаем, что до сих пор даже не все дороги федерального значения покрыты сотовой связью, не говоря уже о других маршрутах. Покрытие на разных участках зачастую обеспечивают разные операторы, а это значит, что условному водителю-экспедитору нужно оснастить свое транспортное средство 3–4 симками для непрерывной передачи телеметрии. Порой это дешевле, чем пользоваться спутниковыми сервисами, но не так удобно. Что касается морских судов и самолетов, здесь спутниковая связь остается наилучшим решением», — убеждена Юлия Ильяшенко.
СИНЕРГИЯ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И 5G
В деле охвата России сотовой связью пятого поколения спутнику тоже может достаться важная роль. Константин Ланин отмечает, что спутниковые операторы способны организовать магистральные каналы связи для передачи трафика 5G. «Hughes принимает участие во всех мировых организациях по стандартизации телекоммуникационных услуг связи, включая IEEE Technical Program Committee of the 5G World Forum и 3GPP с фокусом на стандартизацию 5G для спутниковой связи, чего не было сделано, к сожалению, для 4G/LTE. Основная роль спутниковой связи будет в организации магистральных каналов подключения многочисленных “островов” 5G к информационному полю», — считает он.
Светлана Сироткина отмечает, что спутниковые операторы будут принимать активное участие в проектах по внедрению связи пятого поколения. «Спутниковые операторы участвуют во многих проектах, где есть интеграция с наземными и сотовыми сетями связи. Поэтому и в дальнейшем такие проекты будут иметь место при внедрении сетей 5G в местах, где отсутствует инфраструктура наземной связи», — полагает она.
Юлия Ильяшенко напоминает, что 5G — это технология для крупных городов с высокой плотностью населения и большим потенциалом подключения девайсов, а спутниковая связь предназначена для подвижной связи и территорий с низкой плотностью населения. Пока она не видит кейсов, в рамках которых могут сосуществовать спутник и связь 5G, тем не менее, добавляет Юлия Ильяшенко, будет любопытно увидеть решение, в котором они дополнят друг друга.