Главная / Новости / Пять трендов медиарынка, подсмотренных на "Днях Медиалогистики"

Пять трендов медиарынка, подсмотренных на "Днях Медиалогистики"

« Назад

03.05.2021 08:49


В год своего 25-летия компания MSK-IX провела первую конференцию "Дни Медиалогистики", участниками которой стали представители телеком- и медиарынка. В результате двухдневного мероприятия, стали очевидны несколько основных трендов, на которые мы настоятельно рекомендуем обратить внимание читателей.

Даже не трендом, а свершившимся фактом можно назвать практически полное уничтожение четких границ между телеком- и медиарынком. Вещатели и онлайн-кинотеатры снимают сериалы и кино, операторы запускают телеканалы и OTT-платформы, соцсети транслируют футбольные соревнования в прямом эфире

Несмотря на то, что пандемия нанесла большой урон практически всем секторам экономики, участники конференции отмечали ее положительное влияние на многие аспекты развития медиарынка. Среди главных трендов они выделили рост сегмента онлайн-видеосервисов, увеличение популярности тематического ТВ, повышение влияния социальных сетей на российский медиаландшафт, увеличение объема производимого контента и диверсификация медиа- и телеком-бизнеса, что приводит к трансформации рынка в целом.

Термины "экосистема" и "мультисервисная платформа" очень быстро превратились в неотъемлемую часть любого профессионального обсуждения. При этом операторы имеют преимущество перед традиционными OTT-платформами в виде сложившейся абонентской базы и возможности предоставления различных услуг в рамках пакетных предложений в режиме одного окна. Например, мобильную телефонию, интернет-доступ, традиционные ТВ-услуги и подключение к OTT-платформе.

Еще один признак трансформации рынка – создание операторами собственных телеканалов. Руководитель отдела экспорта и дистрибуции группы компаний "Уфанет" Ирина Шленкина рассказала, как собственные ТВ-каналы помогают развивать бизнес оператора. По ее словам, такой шаг позволил "Уфанету" создать собственную лояльную аудиторию и получить новых клиентов.

Как мы уже отметили выше, сегмент OTT-сервисов показал стремительный рост, который особенно заметен на фоне стагнации ТВ-рынка.

Для этого есть естественные предпосылки, а именно: увеличение объема контента и его доступности, возможность просмотра с любых устройств и рост проникновения широкополосного интернет-доступа.

Также важную роль сыграла пандемия, из-за которой люди оказались заперты на долгое время дома. OTT-сервисы ловко воспользовались ситуацией и устроили настоящее состязание по привлечению новых абонентов, предлагая бесплатный или условно бесплатный доступ.

Помимо этого, отечественным игрокам OTT-рынка помогло и государство, приняв закон об обязательной предустановке российского программного обеспечения.

За период пандемии зрители получили возможность "распробовать" тематический контент и стали отдавать предпочтение телеканалам, направленность которых полностью соответствует их вкусам и запросам.

Почему телевидение, а не, например, YouTube или онлайн-кинотеатры, популярность которых, конечно, тоже увеличилась (об этом поговорим чуть ниже)? А именно потому, что тематический телеканал – это в первую очередь профессионально составленный плейлист, в котором учтены предпочтения зрителей.

Рынок чутко реагирует на запрос зрителей, отвечая на него появлением новых нишевых каналов. Всего же, по данным "Кабельщика" за 2020 год в России появилось 24 новых телеканала.

Так называемые новые медиа, а именно многочисленные социальные сети также являются значимой частью российского медиаландшафта. Согласно статистике Mediascope, по охвату лидирует YouTube с 69,1% аудитории, на второй позиции находится "ВКонтакте" – 64%, а третье место у Instagram – 53,1%. Также в топе расположились Facebook, "Одноклассники" и TikTok, аудитория которого составляет около 20 млн человек в месяц.

Весьма убедительно выглядят и показатели крупнейших видеохостингов: YouTube, российская аудитория которого составляет 70 млн уникальных пользователей в месяц и "Яндекс.Видео" с аудиторией 37 млн.

Участники ТВ-рынка больше не могут игнорировать факт такой популярности новых медиа. Недавно компания "Первый Влогерский" даже запустила два телеканала – V1 Ego и V1 Fem, которые полностью построены на блогерском контенте.

Конечно, для платных телеканалов вариант бесплатной публикации в соцсетях неприменим. Таким образом они рискуют перекрыть себе же главный источник дохода. Но использовать их в качестве дополнительного ресурса для привлечения аудитории и повышения ее лояльности очень важно.

Теперь король не контент, а эксклюзивный контент

Российские онлайн-видеосервисы – "Старт", Premier, "Кинопоиск HD" и другие, быстро поняли, что эксклюзивный контент собственного производства является серьезным преимуществом в борьбе за внимание зрителей. И в этом они, конечно, правы.

Главный вывод, который можно сделать по итогам конференции, это ожидание обострение конкуренции буквально на каждом участке медиарынка между всеми его игроками. Но при этом, как бы парадоксально это не звучало, успеха добьются именно те, кто сможет работать в коллаборации друг с другом. Только это позволит оперативно реагировать на новые вызовы и принимать правильные решения.