ИИ в действии: как нейросеть влияет на производство фильмов и сериалов
« НазадНейросети глубоко интегрировались в нашу жизнь. Их возможности позволяют существенно облегчить некоторые процессы, чем пользуются производители контента. «Телеспутник» узнал у экспертов, где, как и зачем в медиасфере применяется ИИ.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Искусственный интеллект меняет кинопроизводство, начиная от написания сценариев и подбора актеров до постпродакшн и маркетинга, увеличивая творческий потенциал и эффективность на всех этапах, об этом рассказал основатель XO VP Юрий Ярушников.
«2024 год – это год существенных изменений в сфере создания аудиовизуального контента благодаря появлению новых высококачественных продуктов в сфере искусственного интеллекта», — обозначил ситуацию на рынке эксперт.
Ранее нейросети уже заняли прочные позиции в организации препродакшена: в роли помощников по проведению референсной работы, созданию аниматиков, синематиков, раскадровок и других визуальных подготовительных документов, перечисляет Ярушников.
На нынешней стадии развития инструменты ИИ могут активно использоваться на всех этапах создания контента, подтверждает директор по инновациям «ГПМ Цифровые Инновации» Василий Ничипуренко. Эксперт отмечает, что на стадии предпродакшна ИИ служит партнёром для разработки идей, написания синопсисов и отдельных элементов сценария: диалогов, сцен и персонажей.
«Также с помощью ИИ могут создаваться мудборды и раскадровки, а в некоторых случаях — внешность героев и виды сцен», — делится опытом спикер. С каждым годом примеров становится всё больше. На стадии постпродакшна инструменты ИИ применяются реже, но уже используются модели для замены персонажей в кадре, вырезания фонов, активно применяется замена лиц (дипфейк).
Этот опыт применяют и XO VP. По мнению представителя компании, ИИ все больше будет входить в зону продакшена. Речь идет как о полностью сгенерированных кадрах, так и отдельных их фрагментах. «Например, наша студия виртуального продашена активно использует нейросети для работы с контентом, который готовится для съемок в качестве фона. Происходит комбинированная работа, в пайплане которой нейросети уже заняли свои прочные позиции», — объясняет Ярушников.
Опыт взаимодействия с нейросетями в медиа отличается от одной платформы к другой. Так ИИ помогает не только в создании контента, но и его модерации. «Мы сделали ИИ-помощника, который помогает модераторам распознавать запрещенный контент с точностью более 90 %, далее маркировка проверяется человеком по отмеченному таймкоду и принимается решение относительно этой единицы контента», — рассказали в пресс-службе видеоплатформы NUUM.
Директор Института Современных Медиа (MOMRI) Кирилл Танаев считает, что современная медиаиндустрия должна понимать ограничения ИИ и использовать его там, где это приводит к повышению качества работы и улучшению потребительского продукта. «Есть сферы, где этого можно достичь несложным путем (например, в поиске информации или создании виртуальных телеведущих), но у всего есть ограничения. Сегодня виртуальный ведущий вызывает эмоции удивления и интереса, а завтра вполне может наскучить и надоесть», — рассуждает о непостоянности медиаландшафта эксперт.
Нейросети для цветов жизни
Креативный продюсер анимационной компании «ЯРКО» Дмитрий Аверкиев отметил в разговоре с «Телеспутником», что ИИ активно используется в процессе производства анимации, особенно на этапе предпроизводства. «Мы применяем различные инструменты и сервисы ИИ для генерации изображений по текстовым описаниям и создания визуальных стилей на основе работ наших художников. Это помогает в быстром поиске и получении вариативных результатов. Кроме того, ИИ упрощает процесс внутреннего питча идей и заявок: сценарист может самостоятельно сгенерировать изображение, а художник — отредактировать свой текст, что снижает порог входа и ускоряет раскрытие полной идеи», — рассказал о возможностях технологий эксперт.
Помимо производства, студия активно использует ИИ в работе над идеями и поиском визуального стиля. ИИ помогает в генерации концепций, создании синопсисов и визуальных материалов для внутренних презентаций и развития проектов, как отмечали и представители рынка ранее. Так, например, для создания дизайна персонажа сериала в жанре кибер-фэнтези «Технолайк!» создатели задали нейросети стилистику костюма и получили несколько версий. В этом случае нейросеть помогла увеличить количество генерируемых идей. В данном случае нейросеть заменяет работу нескольких художников, говорят представители «Ярко».
Схожим опытом делится директор по развитию студии анимации Platoshka Анна Бутузова. «В студии анимации Platoshka мы активно используем ИИ для оптимизации операционных процессов и работы с контентом в социальных сетях. Например, он помогает ускорить задачи по обработке текстов, созданию визуалов для постов и аналитике эффективности публикаций», — заключает Анна. Делегации части работы на ИИ помогает уделить больше времени творческой и педагогической составляющей мультсериалов.
Нейросети всему голова?
Сейчас общественность волнует острый вопрос — сможет ли нейросеть полностью заменить человека? Так в 2023 году американская киноиндустрия пережила масштабную забастовку сценаристов, организованную Гильдией сценаристов США (WGA). Протест, начавшийся 2 мая и завершившийся 27 сентября, стал результатом длительного конфликта между WGA и студиями по поводу нескольких ключевых требований.
Сценаристы настаивали на повышении заработной платы с учётом инфляции и изменения рыночных условий. Они также требовали введения новой системы расчёта гонораров за продажу прав на свои работы и повторные показы на стриминговых платформах, таких как Netflix. Особое внимание уделялось вопросу использования искусственного интеллекта: сценаристы хотели ограничить применение инструментов, подобных ChatGPT, требуя, чтобы они использовались только для улучшения работы человека, а не в качестве полной замены.
Забастовка привела к серьезным последствиям для кино- и телепроизводства. Некоторые проекты продолжали сниматься без сценаристов, другие были полностью остановлены.
В сентябре стороны достигли соглашения. Были установлены правила и ограничения на использование искусственного интеллекта при написании сценариев. Минимальная заработная плата сценаристов будет повышена на 5% в рамках текущей сделки. Дополнительные повышения в размере 4% и 2,5% ожидаются в мае 2024 и 2025 годов соответственно. Участники российского рынка, однако, не поддерживают пессимистичный взгляд на внедрение ИИ в работу.
Представитель студии «Ярко» отмечает, что искусственный интеллект используется для поиска образов, референсов по цветовым сочетаниям, свету, элементам одежды. Но здесь есть нюанс. «Это не простая генерация множества итераций принтов, а кропотливая работа художника с постоянными ручными правками, пока не будет получен нужный образ и характер персонажа в объеме и цвете (техническая адаптация под 3D)», — говорит Дмитрий Аверкиев. По его словам, полностью создать анимационный фильм с помощью искусственного интеллекта невозможно. Художников и творцов не сможет заменить нейросеть, какие-то технические работы и процессы – да.
Ландшафт применения различных AI сейчас находится в стадии своего активного формирования. Уже сегодня нейросети широко интегрируются в различные области кинопроизводства: разработке/оптимизации систем каталогизации данных, интеграция сгенерированных сцен в контент и промо, написание сценариев, работу с графикой и многие другие процессы, говорит представитель XO PV. «Безусловный плюс – это оптимизация рутинных процессов, референсная работа, систематизация больших массивов данных и выборок», — отмечает Дмитрий Ярушин. Но о полной замене человека речи нет.
Кажется, что ИИ уже достаточно интегрирован в работу с текстами на всех этапах производства. «Но создавать полноценные креативные, «стройные» концепции – это всё ещё довольно сложная задача для него. Однако, с помощью ИИ сильно упрощается работа с более рутинными задачами», — также отмечает представитель NUUM.
С этим мнением согласен и Кирилл Танаев. Даже самый лучший самообучающийся ИИ нуждается в базовом программировании и алгоритмизировании. «ИИ - это вспомогательная функция, которая помогает человеку выполняться свою работу быстрее и с меньшими трудозатратами. Каких-то сотрудников, которые сейчас выполняют вспомогательные функции, ИИ вполне может заменить. Но даже в случае с поисковыми запросами с ИИ надо быть очень осторожным - он нередко врет и начинает «фантазировать». Но это ведь тоже ошибки не столько программы, сколько тех, кто ее создал. То есть людей», — резюмирует директор MOMRI.
Анна Бутузова не верит, что ИИ может заменить человека в деликтном вопросе работы с детским контентом. Над сценариями работает кандидат педагогических наук, которая вкладывает в каждую серию важный опыт и педагогическую ценность. «Каждый эпизод "Цветняшек" помогает детям развивать логику, сенсорику, креативность и эмоциональный интеллект. В этом процессе важно учитывать тончайшие аспекты детской психологии и заботы, которые ИИ пока не способен полноценно передать», — утверждает эксперт.
Две стороны одной медали
Так или иначе, все опрошенные представители рынка признают, что имеют определенные опасения за риски, которые несет использование ИИ в производстве и раскрутке контента.
Главный минус, как отмечают XO PV – это безусловная необходимость адресного и централизованного нормативного регулирования. Необходимо этическое регулирование искусственного интеллекта и стратегии экологичного применения:
· Этики со стороны человека – осознанное применение и обучение нейросетей;
· Этики самой нейросети – формирование норм, в том числе со стороны государственного и законодательного регулирования;
· Этики хранения данных, созданных с помощью нейросетей.
В полной мере замена творческого потенциала людей на ИИ вряд ли возможна в ближайшее время, но вопрос регулирования крайне важен уже на этом этапе, говорят в пресс-службе NUUM. «Мы считаем, что регулирование должно защищать авторское право представителей креативных индустрий и помочь им сохранить доход от своей деятельности», — акцентируют внимание представители.
Схожую идею раскрывает старший юрист практики административного и страхового права юридической компании «ССП-Консалт» Елена Панчук. Острая проблема использования ИИ в медиа пространстве – это соблюдение авторского права. «Как правило, разработчики нейросети используют при ее обучении копии миллионов изображений, видео, защищенных авторским правом, зачастую без получения согласия создателей», — обозначает болезненную точку эксперт. Исходя из этого, люди творческих профессий, таких, например, как актеры, сценаристы справедливо обеспокоены тенденцией обесценивания их труда. В то же время вопросы прав на результаты работы ИИ и прав на защиту от них, обсуждают сейчас во всем мире из-за быстрого развития и внедрения этой технологии. Однако, в настоящее время нет четких указаний на то, что защита авторских прав распространяется и на деятельность искусственного интеллекта.
«В России на настоящий момент отсутствуют специальные законодательные акты, которые регулировали бы авторские права искусственного интеллекта. На сегодняшний день складывается противоречивая практика по поводу охраны объектов, созданных при помощи нейросетей», — подводит итог Елена Панчук.
Проблема эта решаема, говорит партнер практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али. «На самом деле, все крупные российские игроки активно вовлечены в нормотворчество и разработку мягкого регулирования – взять создание того же Кодекса этики. Поэтому нельзя сказать, что в области ИИ не хватает экспертной или низовой активности», — говорит эксперт. Наоборот стоит боятся скорых на принятие законопроектов в сфере ИИ, которые могут помешать существующему развитию технологии. «Как мы видим на примере ЕС, зарегулированность характерна для тех стран, где не хватает собственных компетенций по созданию ИИ и создаются барьеры для проникновения международных игроков», — подмечает Максим Али.
Как и любая революционная технология, искусственный интеллект приносит с собой долю неопределенности. Однако Василий Ничипуренко уверен, что в долгосрочной перспективе положительный эффект от применения ИИ будет значительно превышать все возможные риски. Но уже сейчас нужно делать акцент на инструментарии защиты от применения ИИ в этой сфере.
Источник: https://telesputnik.ru/