Операторы платного ТВ в России стали чаще выбирать наземные каналы доставки сигнала
« НазадРоссийский рынок доставки ТВ-сигнала до сетей операторов платного ТВ по наземным каналам связи по итогам 2023 года вырос почти на 40% и достиг 960 млн рублей, говорится в исследовании «Синтерра Медиа». Спутниковый канал тоже вырос, но только на 2,8%, однако в денежном выражении он в два раза больше — 1888 млн рублей.
Высокие темпы роста рынка доставки ТВ-сигнала по наземным каналам связи обусловлены как глобальными трендами — доставка «тяжелого» контента во всем мире уходит в наземные каналы, — так и спецификой российского рынка с его развитой наземной инфраструктурой, отмечают аналитики.
Также повлияли искусственные помехи на спутниковые ресурсы, которые происходили летом и осенью 2023 года со стороны сопредельных государств — вещатели и операторы стали массово переходить на наземные каналы связи, а спутники использовать в качестве резерва.
Согласно данным экспертов «Синтерры Медиа», в 2018 году объем рынка доставки сигнала по «земле» составлял 308 млн рублей, через спутник — 1 628 млн рублей. В 2019 году сегмент наземной доставки вырос на 19,8%, а спутниковой — на 5,7%. В 2020 году сегмент доставки сигнала по «земле» увеличился еще сильнее — на 25,2% (до 462 млн рублей), в то время как спутниковый — всего на 0,4% (до 1 730 млн рублей).
В постковидном 2021 году наземная доставка ТВ-сигнала совершила скачок — на 34,8%, с 462 млн рублей до 623 млн рублей, это связано с активным развитием проекта «Медиалогистика 2.0» (совместный с «Синтерой Медиа» и MSK-IX проект) и выходом на рынок новых нишевых игроков. Спутниковый сегмент заработал 1840 млн рублей в 2021 году.
И даже в 2022 году, несмотря на снижение рыночной активности и ухода ряда иностранных медиаигроков из России, рынок доставки ТВ-сигнала по «земле» вырос на 10,1% (686 млн рублей), а в 2023 году — на рекордные 39,9%.
Рынок доставки телевизионных сигналов до операторских сетей можно разделить на две основных среды:
- распространение сигнала по наземным каналам связи, в том числе по негарантированным каналам (через интернет);
- доставка сигнала по спутниковым каналам связи.
Услуги по доставке телевизионных сигналов по наземным каналам связи исторически предоставляют специализированные операторы связи, такие как «Синтерра Медиа», ЦВКС «МСК-IX», «РТП Медиа», «Наука-Связь» и другие.
В последние годы активно развивается доставка ТВ-сигналов через интернет по SRT-протоколу (Secure Reliable Transport — протокол с открытым исходным кодом для передачи видео). Развитие и совершенствование протоколов доставки через интернет позволило выйти на рынок наземной доставки таким компаниям как «Майкроимпульс», «ГлобалНет», «Хом-АП.ТВ» и другим.
Летом 2023 года в связи с искусственными помехами на спутники услуги наземной доставки начали оказывать даже спутниковые операторы, например, «Орион Экспресс», по сути, составив конкуренцию традиционным наземным операторам. Также в связи с атаками на спутники ряд телеканалов запустили раздачу сигналов операторам связи по протоколу SRT, используя собственные технические средства и не прибегая к услугам внешних компаний.
Спутниковой доставкой ТВ-сигналов исторически занимаются такие компании как ФГУП «Космическая связь» (ГП КС), «Газпром космические системы» (ГКС), «Орион Экспресс», «СТВ» и «ГеоТелекоммуникации».
Долгое время основным каналом доставки ТВ-каналов была спутниковая среда. Главным ее преимуществом считалась широкая география покрытия территорий сигналами с космических аппаратов. Однако в связи с расширением и модернизацией наземных линий для передачи ТВ-сигналов участники медиаотрасли все чаще стали обращать внимание именно на этот вариант доставки.
Вместе с тем стал «утяжеляться» и сам контент, выросло количество телеканалов, формируемых в HD-и UHD-форматах, поэтому начали расти и требования к пропускной способности каналов связи.
В результате в последние пять лет российский рынок доставки ТВ-сигналов рос высокими темпами.
Источник: https://telecomdaily.ru/