Итоги 2020 года: рынок платного ТВ все еще в плюсе
« НазадВ то время как на глобальном рынке платного ТВ по итогам 2020 года ожидается сокращение – пандемия ускорила отток абонентов, в России сохранилась положительная динамика.
После впечатляющих темпов роста выручки в предыдущие годы 1,5% 2020-го выглядят очень скромно.
ARPU– впервые за всю историю развития рынка платного ТВ – сохранился на уровне прошлого года (189 рублей). Снижению этого показателя (чего можно было бы ожидать, учитывая провальный II квартал) препятствовало повышение тарифов в начале года, которое успели провести некоторые операторы.
Единственной растущей технологией в 2020 году осталась IPTV, при этом показатели роста абонентской базы в этом сегменте даже превысили те, что были в 2019-м.
В сегменте спутникового ТВ начался отток: несмотря на то, что снижение абонентской базы в I и II кварталах почти полностью компенсировал сезонный подъем в конце года, в целом по его итогам динамика впервые оказалась отрицательной.
В сегменте кабельного ТВ отток близок к уровню 2019 года – около 1%.
Динамика ARPU в 2020 году была разнонаправленной: если в спутниковом ТВ средний счет практически не изменился, а в КТВ он вырос за счет повышения тарифов, то в IPTV впервые произошло снижение – сказались акции и рост числа абонентов конвергентных тарифных планов.
Как и в 2019 году, основной рост происходил за счет двух операторов – Ростелекома и МТС. По предварительным оценкам "ТМТ Консалтинг", абонентская база обоих операторов выросла за год примерно на 360 тыс.
Крупнейшие спутниковые операторы – "Триколор" и "Орион" – потеряли за год часть абонентской базы. Негативное влияние на бизнес компаний, кроме доступности цифрового эфирного телевидения, оказало сокращение денежных поступлений от существующих абонентов: пользователи выбирали более дешевые пакеты.
Практически во всех регионах число абонентов в 2020 году продолжало расти: даже в ЦФО, где проникновение услуги приближается к 100%, оно увеличилось еще на 1 п.п. Свой вклад в рост внесли компания МТС, продолжающая строительство сетей в московском регионе, и многочисленные локальные операторы ШПД.
По прогнозам "ТМТ Консалтинг", 2021-й, скорее всего, станет последним годом положительной динамики абонентской базы, при этом рост если и будет, то совсем незначительным – десятые доли процента, он станет происходить исключительно за счет остаточного потенциала подключений к IPTV в пакете с другими услугами.