Директор дирекции интернет-вещания ОНТ Павел Савельев – о монетизации контента и топовых новостях
« Назад«Если раньше Google и Meta искали основания, чтобы перестать монетизировать наши видео, то сегодня они уже не стесняются в поиске причин», считает директор дирекции интернет‑вещания ОНТ Павел Савельев. Как новости на сайте ОНТ проходят проверку на достоверность и какой главный минус просмотра ТВ‑контента в интернете? Об этом и многом другом рассказал Павел Савельев накануне нового телевизионного сезона.
— Чем еще, помимо организации непрерывной онлайн‑трансляции и поддержания работоспособности сайта, занимается дирекция интернет‑вещания ОНТ?
— Суть нашей работы: создавать контент без выходных с 8 утра и до полуночи. И это в том случае, если повестка более‑менее спокойная. Помимо непрерывной онлайн‑трансляции на сайте ont.by наша команда также адаптирует ТВ‑контент под интересы пользователей. Мы делимся всем самым интересным через посты в Telegram и соцсетях, через краткие, но информативные тексты на сайте. Лучшие проекты и репортажи размещаем на наших каналах в YouTube, RuTube и Дзен. Новостях. Кроме того, дирекция занимается созданием собственного контента в виде репортажей на сайте, авторских постов в Telegram, видеоблогов на втором канале нашей дирекции ОНТ LIFE. Огромное внимание уделяем созданию коротких вертикальных видео (shorts, VK Clips, Reels) для нашего канала в TikTok. И судя по активному росту числа подписчиков, движемся в правильном направлении.
— Среди главных и явных плюсов телевизионного контента в интернете — возможность просматривать его в любое время. А какой главный минус?
— Хороший вопрос, он навеял мне высказывание зумеров: мол, они не смотрят телевизор. Но если они его не включают, это ничего не значит. Сегодня ТВ‑контент размещается на всех интернет‑площадках с учетом их особенностей. И все это можно смотреть без различных донатов и рекламных интеграций, как у блогеров. Кроме того, наши новости проходят серьезную проверку на достоверность. Любительские видео таким отношением похвастаться не могут. Впрочем, один минус просмотра ТВ‑контента в интернете все же есть. Телевизор, антенна или ТВ‑приставка изначально обойдутся в определенную сумму, но за эфирное время в дальнейшем платить вы не будете. В то же время интернет оплачивается ежемесячно.
— У российского Первого канала одно время была опция платной подписки на свой контент в интернете. Благодаря ей, например, можно было посмотреть премьеры сериалов еще до выхода в эфир. В белорусских реалиях платная подписка возможна? Например, на рейтинговые авторские программы или, допустим, эксклюзивные репортажи.
— Монетизация контента — это больной вопрос. И дело не в выборе бизнес‑модели, а в так называемой демократии на цифровых площадках. Особенно в «либеральных» YouTube и Facebook. На примере удаления неугодных для корпораций Google и Meta (а точнее, для их патронов из Белого дома) каналов белорусских и российских журналистов мы видим, что зарабатывать в интернете становится сложнее.
На прошлой неделе YouTube без объяснения причин отключил монетизацию на нашем канале ОНТ LIFE, где выходят только собственные проекты нашей дирекции или ролики на социальную тематику. Если раньше эти компании искали основания, чтобы перестать монетизировать видео, то сегодня они уже не стесняются в поиске причин. Двойные стандарты налицо.
То же касается и таргетинга. Мы не можем на платной основе продвигать контент, так как они нам это запрещают и блокируют рекламные кабинеты под надуманными предлогами. В то же время российские соцсети и видеохостинг RuTube находятся еще только на пути становления понятной и четкой системы монетизации. Но перспектива есть.
Что касается опыта российского Первого канала, то опция платной подписки подразумевала, что людям открывали эксклюзивный контент. У нас другая политика: отдавать его бесплатно. Государство создало все условия для того, чтобы люди беспрепятственно смотрели новости и развлекательные проекты. Поэтому остаются классические способы заработка на сайте: через продажу рекламного места, подготовку нативных статей и так далее.
— Специалисты телевизионного масштаба (например, Игорь Тур или его коллеги с «Беларусь 1» Мария Петрашко и Ксения Лебедева) давно перешли в YouTube, имеют свои каналы и вполне гармонично там себя чувствуют. Нет ли опасений, что профессионалы с экранов окончательно перейдут в просторы интернета, а вот обратного процесса явно не будет?
— Но ведь они себя вполне гармонично чувствуют и на телеэкране. Это нормально, когда в медиаиндустрии происходит смешение жанров и форматов. Телеэфир благодаря таким журналистам становится живее, искреннее, он больше похож на блогерский в плане подачи. А в интернете появляется больше не любительских, а профессиональных материалов. Считаю, уход Игоря Тура или Ксении Лебедевой полностью в YouTube или на другие площадки нарушит ту тонкую связь, которая образовалась у них со зрителями.
— Какие сюжеты и программы ОНТ в топе смотрения в интернете?
— Секрета здесь нет, это сюжеты, интервью и shorts с участием Александра Лукашенко. Он наш главный ньюсмейкер, и его позиция важна не только белорусам. Сюжеты с участием Главы государства набирают до 900 тысяч просмотров. Вертикальные короткие видео с участием Александра Лукашенко, в свою очередь, собирают до 10 миллионов просмотров. Это наш абсолютный топ! Нельзя не упомянуть сенсационное интервью Президента Диане Панченко. Помню, в самом начале этой беседы мы написали 17 текстов на сайт, и буквально через несколько часов они принесли нам 279 тысяч просмотров. Неплохие просмотры мы получили и на YouTube с учетом размещения полной версии интервью Дианы Панченко на своем канале.
Также большой интерес наши зрители проявляют к программам «Марков. Ничего личного» и «ОбъективНО». В зависимости от выпусков мы получаем от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов просмотров.
— А зачем интернет‑дирекции нужны еще и собственные проекты? Неужели объема телевизионного эфира уже мало?
— Хватает, но мы должны думать о расширении аудитории. Молодежь все больше времени проводит в TikTok. Им ближе восприятие контента, созданного по лекалам ТikTokа такими же молодыми людьми, как они сами. Поэтому наши smm‑специалисты не только занимаются адаптацией ТВ‑контента для интернета, но и сами берут в руки стедикамы, мобильные телефоны с петличками и идут на улицы снимать собственные проекты. Они выходят на YouTube‑канале ОНТ LIFE.
Весьма интересным получилось сотрудничество с Дмитрием Рябовым. Вместе с ним мы придумываем короткие юмористические видео о предстоящей погоде для наших TikTok-пользователей, а также снимаем ролики о погоде на неделю, которые собирают до 550 тысяч просмотров. Также выпускаем короткие видео со съемок наших телепроектов, показывая, что происходит за кадром. Эти видео создаются на простом оборудовании и без серьезного постпродакшена, при этом кажутся более настоящими и привлекают своей искренностью. За восемь месяцев канал ОНТ LIFE набрал почти 65 тысяч подписчиков.
— Глеб Лавров в гостях у Марата Маркова недавно рассуждал на тему того, возьмет ли искусственный интеллект людей в рабство. Перефразирую: а возьмет ли в рабство людей интернет, что думаете?
— Марат Сергеевич, кстати, сам активно использует технологию ИИ. Если смотреть на искусственный интеллект с точки зрения геополитики, то цель его создателей — взять людей в цифровое рабство, которое может привести к созданию общества, где блага будут распределяться по твоему рейтингу оцифрованного профиля. Живой пример сегодня — поездки на такси через онлайн‑сервисы. Мы ставим оценку водителю, а он нам. Если рейтинг у водителя будет плохим, он упустит возможность получить выгодный маршрут. А теперь перенесите это на общество. Через гарнитуру дополненной реальности можно будет видеть профиль человека и ставить оценки за взаимодействия друг с другом. В недалеком будущем ИИ не поработит людей, но сделает их более конкурентоспособными. Считаю, что от ИИ нам следует брать лучшее, при этом оставлять традиционные ценности и коммуникации. Как делегат Всебелорусского народного собрания, могу сказать, что в планах развития Беларуси стоит задача создать технологическое общество в плане оформления документов и получения услуг онлайн, но никак не построение цифрового рабства.
— Одно время вы возглавляли шкловскую районную газету, затем были редактором «Вестника Могилева», чуть позже — пресс‑секретарем губернатора. А год назад пришли в интернет‑дирекцию ОНТ. Как так получилось?
— Шклов — моя малая родина, и свое распределение я выбрал именно в район, где получаешь богатый жизненный и профессиональный опыт. Причем работа в Шкловском районе ответственна вдвойне, ведь там начинал трудовой путь Президент. К Шкловщине всегда были повышенные требования, и это абсолютно справедливо. Работа в местной районке помогла чуть позже в Могилеве. Я смог сделать редакцию финансово успешной. А на ОНТ оказался волею судьбы. Неоднократно выступал в Минске на различных форумах, семинарах и был замечен руководством канала. Любовь к журналистике пересилила желание быть государственным служащим. Я на себе убедился, что в стране работают социальные лифты. Просто нужно любить свою профессию и всегда приходить на работу с горящими глазами.
Информация подготовлена по материалам ИД «СБ. Беларусь сегодня».